24 Августа Чт
$ USD 59.13 a
EUR 69.56 a

«СПАМ – это высказывание каждого автора, как отдельной единицы, но под влиянием определенной общей идеи»

«СПАМ – это высказывание каждого автора, как отдельной единицы, но под влиянием определенной общей идеи»


     Авторская афиша Феда Туника, опубликованная в Сети в преддверии открытия выставки, не может оставить равнодушным никого. Два предложения ничего не говорят о самом мероприятии. Оставалось только догадываться, что задумали и что представят искушенной публике молодые художники


     Из пресс-релиза: «Для него авторы выбрали название «СПАМ» неслучайно. Во всем мире наблюдается определенная нелюбовь к тому, что принято называть современным искусством. Зрителям сложно его понять, и поэтому многие игнорируют его, отправляя в спам. Тем более, если речь идет о маленьких провинциальных городах». 

     «Ой, современное искусство, что это и с чем его едят?» - подумают и скажут вслух многие. 

     Вот именно, мы готовы съесть всех, кто не такие как мы, кто бросает вызов нашему времени и творит искусство. Гении (а я называю всех творческих людей гениями, они ведь, правда, все как один как будто не из этого мира) имеют ранимую душу. Не спешите их критиковать, если вы в этом не сильны. 

     Из пресс-релиза: «Уникальность проекта «СПАМ» состоит в том, что в нем кроме Туника, Зуданова, Гончаровой и Дюжева принимают участие совсем юные художники (Валерия Касимова, Анна Гончарова, Даша Полуротова), ученики школы-студии Ольги Буевой, которые только начинают свой путь к большому искусству, а также художники из Москвы (Павел Ефанов, Вова Перкин, Матвей Стецюк и др.) и Краснодара (группировка ЗИП). Кроме того, на выставке можно будет увидеть работы Курта Воннегута - художника, пожелавшего сохранить конфиденциальность и выставляющегося под псевдонимом, а также познакомиться с творчеством Александра Боровлева, занимающегося экспериментальной поэзией». 

     «Первый Липецкий» дистанционно попытал участников творческого проекта «СПАМ», который занят последними приготовлениями к открытию экспозиции в Центре изобразительных искусств. 

FotorCreated.jpg
 Слева направо: Виктор Дюжев, Александ Боровлев, Фед Туник, Павел Зуданов
    
     - Что, на ваш взгляд, стоит за определением «современного искусства»? 

     - За этим термином может стоять все что угодно. Для кого-то это способ выразить свои мысли и переживания , для кого-то политическое или социальное высказывание, но в любом случае, это постоянный поиск новых методов воздействия на зрителя, расширение горизонтов искусства. В связи с этим, очень важно подобрать адекватный своему времени «язык» творчества, не потеряться среди внешних форм и добраться до внутреннего содержания работы. 

     - Какие темы на сегодняшний являются самыми острыми и какую выбрали вы? 

     - Здесь необходимо сделать уточнение. Мы берем во внимание мировое художественное сообщество или рассматриваем только нашу страну? 

     К сожалению, у нас немного разные приоритеты. В контексте России, по-прежнему актуальны вопросы свободы и демократии. Если говорить о Европе, то в этом году художников особенно взволновали темы войны и беженцев, наводнивших европейские города. Яркий пример, инсталляции скандального художника Ай Вэйвэя, с использованием спасательных жилетов, оставленных беженцами на греческих островах, или обувь из лагерей беженцев. Если вернуться, к нашей выставке, то эти вопросы намного уже, наша задача, на данный момент, решить только одну проблему, заявить о своем существовании и желании продвигать и показывать новые виды искусства, хотя бы в рамках г. Липецка. Мы боремся с культурной необразованностью большей части нашего общества. 

     - География участников. Лица проекта? 

     - Основной костяк проекта - художники Фед Туник, Павел Зуданов, Станислава Гончарова и Виктор Дюжев. К нам присоединились еще несколько липецких художников, а также авторы из Москвы и Краснодара. Особенность или отличие нашего проекта, в том, что мы постарались быть как можно более открытыми к новым лицам, мы не побоялись взять в проект совсем молодых художников, вроде Валерии Касимовой и Анны Гончаровой, но, тем не менее, уже имеющих свой особый изобразительный язык, или использовать поэзию Александра Боровлева. Особая гордость, наши товарищи из Москвы и Краснодара, сразу ответившие согласием на предложение поучаствовать в проекте «СПАМ». 


7.jpg
     
     - Как вы собрались вместе? Кто придумал проект? Сроки подготовки? 

     - В определенный момент появилась необходимость, что-то сделать, так как появилось ощущение абсолютного дна, и вообще отсутствия художников занимающихся современным искусством или хотя бы подобием современного искусства. Оно просто вычеркнуто из повестки нашего города. Над идеей проекта думали все вместе, голосовали за лучший вариант, в этом плане у нас демократия. Проект, как обычно, родился в результате мозгового штурма и был реализован в кратчайшие сроки.  

     - Туник, Зуданов, Гончарова и Дюжев - как они изменились за время тишины? Расскажите, что с вами произошло за это время? 

     - Сложно сказать про каждого. Наверное, стали немного умнее, рассудительнее, получили определенный опыт самостоятельной творческой деятельности. Эти несколько лет, были возможностью, понять хотим ли мы дальше заниматься искусством. Сейчас становится ясно, что нам от этого никуда не уйти. Какой-то части нас всегда будет необходим этот творческий адреналин.  

4.jpg
     
     - Главный посыл «СПАМа»? Аудитория проекта? Возрастные ограничения? 

     - Выставка не имеет возрастных ограничений, более того, хотелось бы, чтобы присутствовало больше совсем молодых зрителей, в силу своего возраста, они более открыты ко всему новому и еще не погрязли в условностях и правилах. 

     В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на опыт западных музеев современного искусства, в которых не существует возрастного цензора, детям показывают выставки, ведут образовательные мероприятия, их учат думать. Другое дело, подготовленность взрослого зрителя, здесь все сложнее, возможно человеку, который привык к определённому виду искусства, будет некомфортно, но в таком случае лучше остаться дома, чтобы не портить настроение и не тратить время. 

     - Вам знакомо понятие «творческий кризис»? 

     - Да это постоянное ощущение, кризис является естественным катализатором творческого роста автора. Ты сомневаешься, перебираешь варианты, создаешь проекты в своей голове, миллионы замыслов так и остаются нереализованными, но из всего этого рождается новая идея, достойная воплощения. В этом и заключается смысл современного искусства, сначала мысль, концепция, затем реализация. 

     - Критика и ее влияние на современное искусство? 

     - Критика - это отличная вещь, но только в том случае, когда произносится компетентными людьми. Все стальные изречения, из серии «я ваше искусство не видел, но мне не нравится» являются неконструктивными и не заслуживающими внимания. 

8.jpg
     
     - Ощущается ли в современном искусстве проблема эпохи «себячества» или еще есть место объединениям художников? Проект «СПАМ» – монолог или все же диалог? Это совместная работа? 

     - Молодым художникам интереснее и проще быть частью группы. Так можно, быть в курсе всех событий, мобильнее. Но это не значит, что художник не может вести самостоятельную деятельность. Если говорить о проекте «СПАМ», то это, высказывание каждого автора, как отдельной единицы, но под влиянием определенной общей идеи. 

     - Чье мнение по поводу проекта для Вас авторитетно? 

     - Любое мнение авторитетно, если оно закреплено фактами и логическим обоснованием. Но, наверное, больше всего нас самих. После закрытия, подведем итоги, решим что получилось , а где провалились. И будем двигаться дальше. 

     Конечно, было бы фантастически круто, если бы наши «шевеления» заметил, например, Борис Гройс или Анатолий Осмаловский.  

     - Язык современного искусства зачастую очень сложный кажется настолько сложным, широкая общественность не понимает и не принимает его или понимает ошибочно. Что вы думаете об этом? 

     - Да совершенно верно, на столько сложный, что появилась тенденция причислить к искусству все, что не понять с первого взгляда. Но в этом не проблема искусства, а проблема современного зрителя, ленивого и привыкшего мыслить быстрыми картинками и шаблонами. 

     Что касается Липецка, в городе, где жил и творил один из крупнейших русских живописцев ХХ века В.С. Сорокин, изобразительное искусство среди населения, мягко говоря, не в почете. Люди не просто не ходят на выставки, а в большинстве своем полагают, что картины можно посмотреть или купить только на площади Победы «на углу». Сейчас очень трудно понять или объяснить этот феномен и найти виновных (ну это и не является нашей задачей). Но дело не в этом, а в том что, по сути, в этом городе мы являемся первопроходцами. И берем этот удар не понимания на себя, все же пытаясь быть убедительными. Говорят, что в любом городе рано или поздно появляются зрители и почитатели современного искусства, может лет через 10-20, все будет иначе, а может все перевернется в самое ближайшее время.  

     - Влияют ли новые технологии на вашу работу и понимание искусства? 

     - Новые технологии стоят на передовой искусства, за ними будущее, это и новые медиа и биотехнологии, сложнейшие инсталляции, созданные с использованием робототехники. Искусство переходит в область науки, не исключено, что когда-нибудь именно художники будут делать научные открытия. Мы пока только подбираемся к этой теме, но уже активно используем графические редакторы, и социальные сети, для связи с художниками со всего мира, это огромное сообщество, а также возможность быть в курсе последних событий в мире искусства. 

     - Где бы вы хотели видеть ваши работы? После Липецка где вы будете представлять проект «СПАМ»? 

     - В долгосрочной перспективе, хотелось бы выйти на всероссийский масштаб, а может и на мировой уровень, влиться в международное сообщество молодых художников. Если говорить конкретно, о проекте «СПАМ», то это не интересно, ездить с одной выставкой по разным городам. А если уж использовать его, то развивать и трансформировать в процессе. В целом, одной из наших основных задач на данный момент, является популяризация современного искусства именно в Липецке. 

     Редакция онлайн-журнала «Первый Липецкий» желает ни пуха ни пера, творческого кризиса для воплощения самых смелых идей и проектов. 

     Возможным посетителям выставки все же сходить и увидеть своими глазами современное искусство в исполнении дерзких и молодых художников. 

     Открытие выставочного проекта «СПАМ» в 18:00. Центр изобразительных искусств, ТЦ «Ноябрьский», ул. Космонавтов, д. 98. Вход свободный. Выставка продлится до 12 марта. 

     Фото для публикации предоставили Фед Туник и Станислава Гончарова
Социальные комментарии Cackle