29 Марта Ср
$ USD 56.94 a
EUR 61.81 a

Гореть энтузиазмом или сгореть от скуки? Вот в чём вопрос

Гореть энтузиазмом или сгореть от скуки? Вот в чём вопрос


     В последнее время в запросах клиентов я всё чаще сталкиваюсь с темой эмоционального выгорания


     работа не приносит мне удовольствия, что-то делаю, конечно. Скорее, по инерции, чем с энтузиазмом  

     совсем нет энергии, кое-как вытаскиваю себя на работу, буквально за волосы, как барон Мюнхгаузен 

     мне не хватает суток, столько дел, все эти списки задач, срочные дела, постоянное дергание, ненужные отчеты, чувствую себя обозленной. Возвращаюсь домой и хочу только одного - лечь и спать 

     я стал раздражаться из-за пустяка: захожу в офис и меня сразу бесит всё и все. Всё кажется бессмысленным и никчёмным

     Всё это относится к признакам эмоционального выгорания. 

     Этот термин (англ. burnout) придумал американский психиатр Герберт Фрейденбергер еще в 1974 году. Ритм жизнь меняется, количество задач увеличивается, и может возникнуть впечатление, что эмоциональное истощение у людей нарастает с каждым днем.  

     «Нам некогда сходить даже на обед, погрели быстренько в микроволновке, съели за 5 минут, и всё - снова в строю!», - признается Юлия Ефимова, служащая одного из банков. 

     «Как выделить приоритетную задачу, если список сыплется, как яблоки с дерева, и каждая задача «срочнее» другой?!», - спрашивает Андрей Федосеев, участник корпоративного тренинга.  

     «Я - любитель заводить органайзеры, блокноты, один красивей другого, в каждом пишу список, а затем либо теряю сам блокнот, либо мне начинает казаться, что мне нужна какая-то новая программа для удобства, и вот я уже полдня ищу в Интернете способ, как распределить задачи», - смеется сама над собой Мария Иванова, успешный менеджер отдела логистики производственной компании.  

     Доктор Элизабет Уэлан, эпидемиолог Гарвардского университета, пошутила бы в ответ: 

     «Ежедневники и исписанные календари - непременные атрибуты трудоголиков. На самом деле их основной способ времяпрепровождения может состоять в поиске потерянных списков».  

     Шутки шутками, однако ни чтение книг об управлении стрессом, ни тренинги по управлению временем или собственными эмоциями, не смогут нам помочь, пока мы не изменим своё поведение. Можно, конечно, пройти очередной тест и удостовериться, что мы уже в стадии «отключки» или вовсе «перегорели», как перегорает электрическая лампочка, не справившись с напряжением. 

     Герой Николаса Кейджа, холостяк в фильме «Семьянин» готов работать и в Рождество, и под Новый год, и, вообще, проводить свою жизнь «на автомате», щелкая задачи одна за другой, будучи президентом крупной инвестиционной компании, разъезжая на последней модели «Феррари» пока однажды не оказывается в другом мире, где стресса и количества задач ничуть не меньше: жена, дети, подгузники, собака, магазины, продукты, одежда, работа, продажа автопокрышек капризным клиентам, старенький минивен… 

     На мой взгляд, в этом фильме яркий ответ, как раз про синдром выгорания: его становится меньше или не случается вовсе не тогда, когда мы меняем список задач, место работы, своё окружение, а в момент, когда мы наполняем ценностью каждый миг своей жизни. 

     Известный австрийский психиатр, психолог Виктор Франкл описывал страдание от чувства пустоты и отсутствия смысла, как экзистенциальный вакуум. 

     Эмоциональное выгорание - особая форма этого вакуума. Смысл, как известно, нельзя купить. В погоне за высокой зарплатой, статусной должностью, соцпакетами и прочими карьерными возможностями, человек может оказаться в «ловушке» опустошения. Синдром выгорания часто приводит к мыслям: действительно ли я переживаю смысл в том, что делаю, чему я посвящаю время своей жизни, чему я отдаю себя? 

     Выгорание - это некий чек, который выдает нам её Величество Жизнь за то, что мы проходим …мимо неё. В своей психологической практике я использую два ключевых вопроса, которые помогают людям справиться с выгоранием, найдя ключевой смысл в своей деятельности. 

     1. «Зачем я работаю?» или «Ради чего я это делаю?» 

     Составьте список всех причин, реальных, абстрактных, которые побуждают вас работать именно на этой работе. Как отвечает шестилетний сын моей подруги на вопрос: «Где папа?» - «Работу работает!» 

     Попробуйте определить зачем вы «работаете именно эту работу». Какая у вас мотивация, в чём заключаются для вас ценность и значение вашей работы? 

     Очень часто бывает, что хорошего всё же оказывается больше, чем плохого. Многим людям свойственно застревать только на негативных факторах, и будет полезным напоминать себе иногда, - за что же вы всё же любите и цените свою работу? 

     2. «Если бы я делал другую работу, то, что бы это могло быть?» 

     Нет-нет, мы не о смене вашей профессиональной деятельности, а всего лишь о том, чем вам нравится заниматься. Просто перечислите то, чем вам нравится заниматься. Один мой клиент, устав от постоянного стресса на работе, неожиданно ответил, что хотел бы быть дальнобойщиком или проводником в поезде. Мы вернулись к первому вопросу «Ради чего?» «Сидишь себе, смотришь в окно, никто тебя не дёргает. Красота. Дорога». А красота и дорога, оказывается, ради того, чтобы…побыть в покое. 

     Согласитесь, для того, чтобы хоть иногда, хоть изредка побыть в покое, необязательно становиться проводником в поезде (там, между прочим, тоже беспокойства хватает) или дальнобойщиком (и в этой работе достаточно напряжения). Клиент осознал, что ему просто нужны тишина и покой, и мы включили в его график «минуты релаксации». 

     Полезно устраивать тренинги, командный коучинг, мозговые штурмы, фасилитации, а также поощрять своих сотрудников индивидуальными консультациями с экспертами, особенно, если вы заинтересованы их удержать, а не мириться с постоянной текучестью кадров. Но даже, если проработать индивидуально с каждым сотрудником проблему его эмоционального истощения, то вряд ли это поможет, если руководители не будут заниматься «профилактикой» этого синдрома. 

     Исследователи утверждают, что факторы, связанные с работой и стилями организационного поведения, в большей мере коррелируют с выгоранием, чем личностные характеристики сотрудников. Люди чаще покидают не рабочие места, а именно тех, с кем они работают, как пишет соавтор книги «Эмоциональный интеллект 2.0» Трэвис Брэдберри: «Люди не покидают рабочие места, они оставляют менеджеров». 

     Предлагаю рассмотреть пять стадий эмоционального выгорания, описанных Джерральдом Гринбергом в книге «Управление стрессом» с точки зрения возможностей для управленцев. 

hustle-and-bustle-1738072_1920.jpg
     
     Стадия первая (медовый месяц). На этой стадии работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения этой стадии работа начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 

     Важно! Переутомление часто является причиной выгорания. Чтобы сохранить энтузиазм сотрудников на этой стадии, важно сохранять интерес к поставленным задачам. Рутина быстро делает работу скучной, то есть лишает смысла. Даже в однообразных заданиях важно подчеркивать смысл важность и значительность. Важно не только количество, но и качество: не только, СКОЛЬКО клиентов мы обслужили, но и КАК мы это сделали? Что и как можно сделать лучше? Задавайте своим сотрудникам вопросы, интересуйтесь, что и как сегодня получилось сделать, в чём были сложности, в чём успех и достижения? 

igromania-1894847_1920.jpg

     Стадия вторая (недостаток топлива). На этой стадии появляется усталость. Мы не ощущаем усталость, когда увлечены. Вспомните, когда вы в последний раз делали что-то с упоением, в потоке, когда вам было настолько важно и интересно, что вы не замечали времени. 

     Важно! И в работе важно сохранять интерес. У каждого он может быть свой: у кого-то признание, у кого-то оценка его деятельности. Не всегда достаточно похлопать по плечу (хотя даже это иногда может быть вдохновляющим!), важно замечать выполненное и сделанное. Чтобы предотвратить третью и последующие стадии, важно заботиться о своих сотрудниках: - не превышать часы рабочей недели. 

     Помните анекдот: 

- Представь, я своим работягам уже полгода зарплату не плачу, а они все ходят на работу и ходят! 
- Слушай, а если с них плату за вход брать? 
- Да я пробовал уже... Так они в понедельник утром приходят, а в пятницу вечером уходят! 

     Важно! Исследования Стэнфордского Университета показывают, что производительность в час снижается, когда рабочая неделя превышает 50 часов. Если сотрудники вынуждены задерживаться на работе, брать работу на дом, не высыпаться, то вряд ли это - причина для менеджерской гордости. - помогать сбалансировать работу и жизнь.

     На своих тренингах о мотивации я спрашиваю руководителей: «Что вы знаете о своих сотрудниках? Можете ли рассказать о каждом? О его увлечениях, хобби, жизни? Чем он живёт, чем «дышит» помимо работы?» 

     Если руководителей не волнует жизнь сотрудников, то вряд ли они будут сильно волноваться по поводу объема работы. 

     Если в голове у сотрудника переживания и волнения, если жизненные обстоятельства не из лучших, сложно целиком отдаваться работе, согласитесь? 

     Важно! Интересоваться людьми - одна из главных задач успешного управленца. - выполнять свои обязанности так, как Вы хотите, чтобы также их выполняли Ваши сотрудники.

     Недавно сотрудник одной успешной компании поделился: «Наш руководитель - человек слова. Раньше я работал в компании, где мне сложно было уважать своего начальника. Он постоянно повышал голос, но не повышал зарплату. Складывалось ощущение, что эффективно работать – это только наша обязанность, в его же функции входило только требовать, подгонять, указывать и штрафовать. В итоге я оказался в больнице, на нервной почве заработал себе язву». 

     Важно! Руководитель способен предотвратить эмоциональное выгорание собственным примером. Вдохновляя людей эффективно выполнять свою работу, важно и самому быть эффективным. В чём вы являетесь примером? В чём ваш авторитет? За что вас может уважать ваша команда? 

hand-70508_1920.jpg
     
     Третья стадия эмоционального выгорания предполагает уже хронические симптомы. На этой стадии чрезмерная работа приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеванию, и к таким психологическим явлениям, как острая злоба и чувство подавленности. 

     Если вы ощущаете, что часть ваших сотрудников находится именно в этом состоянии, вряд ли стратегия «страуса», спрятавшего голову в песок, будет полезной. Исследователями было обнаружено: наиболее высокая степень эмоционального выгорания наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают управленческий стиль избегания, то есть пассивный уход от решения конфликтов. Менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» подвержены выгоранию реже, чем те, кто использует в атмосфере конфликтности поведенческие модели «соревнование» и «приспособление». 

     Важно! Обращать внимание на атмосферу в коллективе. Скучные совещания? Потухшие взгляды? Делание вида? 

     Если не регулировать погоду в коллективе, то будет очень сложно справиться со «стихийными бедствиями», такими, как череда увольнений, упадок работоспособности, снижение производительности. Полезно осознавать, что даже, если руководитель рассуждает, что сотрудники зависимы от работы, от своих окладов и прочих привилегий, то именно эта сильная зависимость очень часто и приводит людей к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте (потере смысла). 

     Каждый из нас когда-либо ощущал симптомы выгорания: может быть, мы работали над каким-то проектом, готовились к экзаменам, а может, делали и то, и другое, а еще и воспитывали детей. В такие моменты, нам необходима поддержка. 

     Бизнес - это жизнь, а не отдельная планета, на которой другие правила, и если сотрудники, характеризуются, как люди с низкой жизненной активностью и пессимистичностью, то очень важно создать дух оптимизма в компании и в её организационной культуре. 

burnout-1508087_1920.jpg
     
     Четвертую стадию Джеррольд Гринберг характеризует, как кризис. На этой стадии, по его мнению, может развиться настоящее заболевание, в результате чего человек теряет работоспособность. Кроме того, из-за возникающего пессимизма, сомнений в себе и/или озабоченности проблемами могут испортиться отношения в семье. 

     Важно! Важно знать: сотрудник, думающий о проблемах в семье, вряд ли сможет быть на 100% эффективным. Доказано, что 46% своего рабочего времени не вовлечённые в свою деятельность сотрудники тратят на обсуждение своих насущных проблем. На этой стадии сотрудникам просто необходима помощь профессионалов: изменения на уровне корпоративной культуры, налаживание эффективных коммуникаций, внедрение новых организационных моделей для развития, а не загнивания компании. 

     Стадия пятая - это пробивание стены. На этой стадии физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие болезни, которая может угрожать жизни. У работника теперь столько проблем, что его или её карьера находится под угрозой. 

     Важно! Когда вы подписываете очередное заявление об увольнении, - просто поинтересуйтесь. Мнение уходящего может быть очень значимым: перегруженный график, непонятный функционал, цейтнот, невозможность делегирования, нереалистичные цели?! 

     Психологи выделяют следующие симптомы выгорания: 

1. Ухудшение чувства юмора: неспособность смеяться каждый день в рабочих ситуациях. 

2. Пропуск отдыхов и перерывов на обед: на протяжении длительного времени не хватает времени на чашечку кофе или ленч, чтобы восстановить силы. 

3. Недостаток времени и отсутствие отпусков: необходимость для организации - неспособность отказаться работать в выходные дни. 

4. Учащение жалоб на здоровье: усталость, раздражительность, мышечное напряжение, расстройства желудка, подверженность заболеванию. 

5. Социальное отвержение: отгороженность от сотрудников, знакомых, членов семьи. 

6. Изменение продуктивности: увеличение количества прогулов, опозданий, использование больничных и снижение эффективности деятельности. 

7. Усиленное употребление алкоголя, транквилизаторов и других медикаментов, влияющих на настроение. 

8. Внутренние изменения: эмоциональное истощение, снижение самооценки, депрессия, фрустрация и чувство «загнанности». 

     Возможно, разговор с сотрудником по душам, уделение ему внимания и времени на отдых, помогут вам сохранить хорошего специалиста. 

     Один руководитель как-то сказал мне, ответив на моё предложение провести коуч-сессии с каждым сотрудником: «Не стоит обсуждать свои проблемы на работе!»

     Пожалуй, позволю себе с ним не согласиться. Человек, попавший в состояние эмоционального выгорания может даже не осознавать, что с ним происходит. Он постоянно сдерживает раздражение, напряжение, тревогу, развивая неприязнь к тем, с кем общается - с клиентами, партнерами, коллегами. Постепенно он черствеет, - у него увеличивается недовольство собой, снижается самооценка, ухудшается настроение. В таком состоянии он легко может впасть в глубокую депрессию и вовсе потерять смысл жизни. 

     Человек на работе не отличается ничем от человека в жизни, люди - не роботы, чтобы функционировать только по заданным в бизнесе скриптам и алгоритмам. Истинные управленцы постоянно следят за тем, чтобы во всём, что делают их сотрудники, была жизнь, чтобы она не прошла ни мимо них самих, ни мимо компании. 

     Если находиться на работе только по причине того, что надо как-то, что-то сделать, лишь бы какой-то результат, чтобы получить какую-то зарплату, и не радоваться сделанному, не проживать эйфорию успеха, побед, достижений, то значит, в том, что мы делаем - нет ценности для нас. А если нет ценности - нет смысла. 

     В завершение хочется добавить юмора: «Помните: лучше всех в колхозе работала лошадь. Но, тем не менее, председателем она так и не стала…» Берегите себя! 

     Ольга Плисецкая, бизнес-тренер, коуч руководителей и команд
Социальные комментарии Cackle