21 Октября Сб
$ USD 57.51 a
EUR 67.89 a

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы. Пятидесятница


     Интервью о празднике с Преосвященнейшим Евфимием, епископом Усманским, викарием Липецкой епархии


     - Одним из самых радостных и любимых праздников православных верующих является день Святой Троицы. Можете поделиться Вашими воспоминаниями детства об этом празднике? 

     - Детские воспоминания о празднике Троицы связаны, прежде всего, с украшением дома зеленой травой. Бабушка приносила, по местной традиции, аир болотный, и мы помогали стелить его по всем комнатам. Запах стоял необыкновенный! 

     Но особенно праздник Святой Троицы поразил меня своим размахом в Задонском мужском монастыре. Весь храм устилается травой, а вместо веточек ставятся целые деревья! Богослужение совершается словно в березовой роще. Это очень красиво и торжественно! 

     - Не жалко деревья? 

     - С одной стороны жалко. Это же не веточки, которые могут вырасти за год-два. И в руководстве для священнослужителя на это имеется соответствующее указание. Но с другой стороны, Владимирский собор Задонского монастыря настолько большой, что веточки в нем просто потеряются. Опять же участь этих деревьев неизмеримо выше всех других, срубаемых для житейских нужд, или по нерадению людей погибающих в огне лесных пожаров. 

     Деревья, веточки, трава, украшающие храм в праздник Святой Троицы, участвуют в славословии Творца, освящаются благодатью Святого Духа, служат верующим во исцеление души и тела. 

tee-1680861_1920.jpg
     
     - Как правильно использовать освященные в храме растения? 

     - Можно небольшие букеты ставить в святой угол, заваривать чай. Для чая я бы посоветовал освящать лекарственные растения, например, чабрец, мяту, душицу, изначально предназначенные Богом для лечения человека. 

     - А что делать с растениями, которыми мы украшаем дома? 

     - Хорошо их высушить и предать огню. Так же мы поступаем и с оставшейся травой в храме. Верующие, конечно, многое разбирают, но многое и остается. Из благоговения к святыне все излишки сжигаются в чистом месте. 

decoration-175019_1920 (1).jpg
     
     - А откуда берет начало традиция украшать в праздник Святой Троицы храмы и дома свежей зеленью? 

     - В праздник Святой Троицы, или как более правильно он называется – день Пятидесятницы, мы воспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов – явление миру Третьего Лица Святой Троицы. Этот праздник мы, по праву, именуем также Днем рождения Церкви Христовой, когда сбылись слова Спасителя: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). 

     Украшение в этот день домов и храмов цветами и зеленью имеет основанием несколько источников: Священную историю, иконописный канон и символическую передачу духовного смысла торжества. 

decoration-1861736_1920.jpg
     
     Начнем с первого. Прообраз этого праздника имелся в Ветхом Завете и был связан с явлением Бога Отца пророку Моисею на горе Синай, где Господь дал Моисею скрижали с Десятью заповедями. Иудеи очень ценили память о таком важном событии, которое случилось в пятидесятый день после исхода евреев из египетского плена (Ветхозаветной Пасхи). Впоследствии день Ветхозаветной Пятидесятницы отмечали в горнице, убранной цветами и зеленью в воспоминание о горе Синай, которая, по преданию, расцвела в тот момент, когда Моисей беседовал с Богом. Когда Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Славного Христова Воскресения, они находились в комнате, убранной по традиции праздника Ветхозаветной Пятидесятницы свежими растениями. В память об этом мы также украшаем место молитвы цветами и зеленью. 

     Во-вторых, эта традиция связана с иконописным изображением Святой Троицы Андрея Рублева, на которой мы видим явление Аврааму Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого в виде трех Ангелов, сидящих за столом под Мамврийским дубом. И подобно тому, как пальмовые листья в праздник Входа Господня во Иерусалим заменяются в России веточками вербы, так и дубовые ветви заменяются по традиции березой – главным символом русской природы. 

     В-третьих, украшение растениями в праздник Троицы храма и жилища возводит наш ум к словам богослужебного песнопения: «Святым Духом всякая душа живится». Как весной под действием солнечного тепла расцветают, казалось бы, безжизненные деревья, так под действием Благодати Святого Духа расцветает душа человека. И, как увядают цветы и ветви, оторванные от корня, так погибает душа человека, оторвавшись свободным произволением от истинной лозы – Христа. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:5-6), – говорит в Евангелии Спаситель. 

     Видите, как о многом могут поведать нам традиции. Особенно такие приготовления к празднику важны для детей, формируя святые впечатления с ранних лет, которые помогут в более взрослом возрасте глубже и полнее воспринять Православную веру. 

     Главное, чтобы мы не останавливались на одной обрядовой форме, но воспринимали ее с точки зрения духовного значения. 

     У святителя Тихона Задонского есть труд «Сокровище духовное, от мира собираемое», в котором святой подвижник находит во внешних проявлениях жизни символическое отражение невидимого горнего мира. Но всему надо учиться. Очень рекомендую почитать эту книгу. 

     - То есть, обрядовые действия в Церкви призваны усиливать религиозное чувство, делая человека более восприимчивым к восприятию Благодати Божией? 

     - Да. Тут важно понять, что Православие – не набор каких-то магических действий и заклинаний, – а сама жизнь, которая проходит в глубине человеческого сердца. По слову святого Дионисия Ареопагита, обрядовая символика призвана «озарить всю природу человеческую светом Божественных истин». Поэтому все внешнее должно служить человеку напоминанием о внутреннем, сосредотачивая его на главном – искании Царства Божия и правды Его (см. Мф 6:33). 

     Обряд ни в коем случае не должен становиться самоцелью. Когда человек начинает суеверно к ним относиться, придавая значение лишь внешним действиям, он перестает доверять Богу. В таком случае соблюдение обряда ничем ему не поможет, ибо важны не сами действия, но благодать Божия, подаваемая через них по вере просящего.  

     С Преосвященнейшим епископом Евфимием беседовала кандидат философских наук Валентина Швайдак

     Фото епископа Евфимия для публикации предоставлено отделом СМИ и СМК Липецкой епархии
Социальные комментарии Cackle