20 Октября Пт
$ USD 57.57 a
EUR 67.93 a

Восприятие или описание

Восприятие или описание


     Видим ли мы то, что есть, или только то, что знаем? Мистики говорят о восприятии мира без его описания. Это кажется парадоксом. Но нейробиологи говорят, что в своем обычном режиме функционирования мозг взрослого человека занимается не восприятием, а узнаванием вещей


     Фактически речь о том, что мы не воспринимаем реальность, а описываем её. И не способны увидеть то, что лежит за пределами описания. 

     Когда я изучала психолингвистику на ИнЯзе, в одной из методичек был такой пример: говорят, индейцы не видели приближающихся кораблей Колумба – так как не имели знания о том, что такое может быть. Увиденное не соответствовало образам и руслу мышления индейцев. Мозг не смог распознать образ корабля – этого образа нет в голове индейца – значит и корабля нет. И потому индейцы не видели кораблей Колумба. Там было много и других примеров, указывающих на то, что мы живем в мире понятий – застывших языковых структур, а не в мире живых и вечно изменяющихся вещей. 

     Наше мышление даже не ограничивает, но полностью обуславливает наше восприятие. То есть фактически, мы не воспринимаем, а описываем. Вернее, воспринимаем не мир, а его описание. То, чему нас научили. Видим не мир, а содержимое своего ума. Интересно, что и тут, равно как в психологии и квантовой механике, западное мышление приходит к тому же самому, что и восточные мистические учения. 

      Это кажется невероятным, но попробуйте сделать одно простое упражнение. Осмотрите свою комнату. Есть ли в ней что-то необычное, что-то что было бы интересно поисследовать, понаблюдать? Переводите внимание с объекта на объект. Обратите внимание, как происходит ваше восприятие предметов, звуков, запахов и т.д. Вы называете эти вещи. 

     Когда вы переводите взгляд с одного предмета на другой вы мысленно произносите их названия и тут же отбрасываете этот объект, как неинтересный. Это происходит настолько быстро и настолько автоматически, что мы не замечаем этот процесс, впрочем, как и саму окружающую атмосферу. Она известна, названа и потому скучна и мертва. Все что названо – определено, понятно, мертво. Это стол, это стул, это чай, это ревность, это муж, это капризы, это вода, это чувство одиночества, это голод, это усталость... и т.д. 

     А жизнь – где-то там, где мы чего-то ещё не увидели, не попробовали или не достигли. Жизнь всегда где-то в будущем. И, как правило, где-то в другом месте или на следующей ступеньке наших ценностей. Она вот-вот начнется. И это чувство мертвости, которая окутывает все, от чего мы только что перевели свой взгляд, заставляет нас бежать все дальше дальше за новыми опытами. Все быстрее и быстрее, чтобы это мертвенность не затронула нас самих. 

     Само по себе движение, конечно, не хорошо и не плохо. Единственная проблема в том, что мотивом всей этой беготни является конфликт (и ещё страх смерти, но об этом как-нибудь в другой раз). Видимо, мозг реагирует гормональной реакцией в основном только на новый опыт. И вот мы стремимся, стремимся, стремимся... к большей скорости, вышине, к более интенсивным наслаждениям физическим или более тонким и возвышенным состояниям сознания, к «интересному опыту», к чему-то более яркому и насыщенному... Но как только мы достигаем этого (мы можем ненадолго подвиснуть на чем-то), но как только нечто названо и понятно, оно уже мертво. 

     Нужна новая доза впечатлений, знаний, опытов и т.д. Так мы изнашиваем нервную систему, но все ещё чувствуем отделенность от жизни. Также с отношениями, с другими людьми, чувствами, ощущениями. Когда мы что-то знаем, мы это предопределяем и лишаем шанса нас удивить. Видимо, мы исходим из предпосылки, что чем больше мы накопим информации и опыта, тем интенсивнее будем жить. Так было в детстве, но далее все пошло по запрограмированным нейронным цепям. А жизни все нет. 

     Мы учимся сжимать тазовое дно (я ничуть не против) и раскрепощаться, но секс остается просто сексом. Мы покупаем стул за 1000 долларов, а не 10, но сидение остается просто сидением. Горы, море – все приедается. Самая изысканная еда – это просто наполнение желудка с известным исходом. Говорят, счастье мудрого – в простых вещах. И для нас (не слишком мудрых) это работает, но только пока простота – это экзотика. А потом и она надоедает. Так может быть, счастье в неконцептуальном восприятии мира? 

     Вспомните, когда вы слышали в своей квартире какой-то новый, допустим, звук. До того, как вы определили источник звука и поняли, что он не представляет опасность вам и вашему имуществу, как вы к нему прислушивались? До того, как звук был назван, вы полностью обратились в слушание. И это было очень интенсивно, реально и жизненно. Почувствовать эту жизненность, которую так сложно описать (потому что любое описание ей противоречит, но я все-таки пытаюсь это сделать), не так сложно. 

     Я могу предложить два варианта. 

     1. Попробуйте посмотреть на что-то давно известное так, как будто вы видите это в первый раз. Лучше взять что-то меняющееся и двигающееся в пространстве. Например, вы можете наблюдать кипящую воду и исходящий из неё пар, напрочь забыв о том, что это именно вода и пар. Или заваривающийся в кружке чай. Или капли дождя, стекающие по стеклу (не следует читать это с романтической интонацией). 

     Не обращайте внимание на ум, который будет называть эти процессы или транслировать мысль о том, что он их не называет, или любую другую. Просто смотрите, не зная этого. Допуская, что это может быть все что угодно. 

     2. Попробуйте посмотреть на что-то давно известное так, как будто это давно известное. Например, на свои руки или стул или кресло. Мысленно обозначьте объект («руки», «стул», «кресло»). Продолжайте смотреть и в уме повторять название объекта. До тех пор, пока название не будет казаться странным сочетанием звуков, никак не связанным с воспринимаемым объектом, а объект не станет непонятным, неизведанным и живым. 

     Проделайте это упражнение с самим собой. Посмотрите на свое тело, как будто вы видите его впервые, как будто вы только что в нем очутились. Как будто вы не знаете, сколько «должно быть» рук, ног и всего остального, не говоря уже о стандартах красоты, возрасте и прочем, что вас обычно волнует. 

     Попробуйте чем-нибудь пошевелить, как будто испытываете эти ощущения впервые. Посмотрите, насколько они жизненны, красочны и исчерпывающе. Назовите свое имя (ту его форму, звучание которой наиболее плотно привязано к вашей собственной личности). Мысленно удерживая содержание (собственную личность), продолжайте снова и снова называть свое имя, до тех пор, пока также как в примере со стулом, оно не станет казаться специфическим набором звуков, которые по сути не имеют ценности. 

     Обратите внимание на того, кто произносил имя и воспринимал весь этот текст. Обратите внимание на фон, на котором эти звуки произносятся, на пространство, где они возникают. Действительно ли вы чувствуете себя ограниченным этим набором звуков? А если нет, то кто вы? 

     P.S. Все эти упражнения можно назвать одним принципом, широко известным в практике Дзен, который носит название «сознание новичка». Что значит - смотреть на мир, на людей, на собственное тело и личность, без ожиданий и названий. Так как будто вы видите это впервые и даете всему шанс быть всем, чем угодно. Описание принадлежит личности. А личность принадлежит жизни. А жизнь – это и есть вы. Да будет все на своих местах. Попробуйте, надеюсь, вам понравится.

     Катерина Суратова, сертифицированный преподаватель йоги и психоаналитически ориентированный психотерапевт
Социальные комментарии Cackle