16 Ноября Пт
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Целых два Эго

Целых два Эго


     и поиск утраченного счастья


     Эго – это чувство Я. Самосознание. И это самосознание каждого человека условно можно разделить на два компонента – Эго воспринимающее (присутствующее в каждом действии без исключения) и Эго приобретающее, накапливающее (тот виртуальный персонаж, которого вы называете собой и который обогащается за счет деятельности, которую выполняет). Абсолютно в каждом действии, что бы вы ни делали, есть акцент внимания – на самом действии или на том, кто его делает и что ему это даст.  

     Представьте себе маленького ребенка, увлеченного каким-либо процессом – исследованием собственного тела, окружающего мира, взаимоотношений, игрой – чем угодно. В юном возрасте у нас преимущественно функционирует именно первое – воспринимающее – Эго. Дети мало заботятся о том, сколько они всего умеют, имеют, знают в сравнении с другими (до тех пор пока взрослые не заразят их этим типом мышления). И совершенно не обеспокоены тем, как они выглядят со стороны. И если в семье, где живет ребенок, все условно в порядке – у детей не бывает неврозов. 

     А теперь представьте себе большого взрослого, к примеру, себя самого. Большинству нужных для жизни вещей, взрослый уже научился и выполняет их на автопилоте. Все свободное внимание сосредоточено теперь в основном на образе себя самого, делающего все эти дела. Преимущественно функционирует Эго «приобретающее» — накапливающее опыт, знания, впечатления в коробочку с надписью «Я это сделал. Я – большой молодец». Большинство действий среднего взрослого человека – это работа на результат. Удивительно, но все что угодно можно превратить в «быстрее-выше-сильнее» – быт, работу, путешествия, рисование, танцы, даже секс. Все может стать «работой на результат». Как будто в какой-то момент на пути взросления жизнь из увлекательного фильма, в котором возможно все, превращается в список дел, которые надо сделать, мест, которые надо посетить, профессиональных высот, которых надо достичь, и чувств, которые надо испытать. А потом все это надо задокументровать (фото, видео, рассказы коллегам и друзьям), сравнить с соседями и заключить, что «я не зря живу». Но сколь много галочек люди ни ставили бы в списке своих заслуг, то искомое «я не зря живу»-чувство с возрастом приходит все реже и надолго не задерживается.  

     Эта зацикленность на результате присутствует 10 из 10 случаях невроза. Невроз –это, грубо говоря, мысль «Я должен быть лучше, чем я есть» и все вытекающие вариации. И эта мысль, обретающая с годами силу, становится причиной целого букета симптомов – начиная от систематического переедания (по крайней мере, еда становится «удовольствием в процессе»), заканчивая опрометчивыми поступками, нервными срывами и т.д. и т.д. 

     И вот ребенок, у которого, на минуточку, не было ни малейшей проблемы с отсутствие смысла и потерей вкуса жизни, не было никакой скуки – кричит, запертый в теле взрослого-невротика, одержимого своим социальным образом, результативностью и достижениями в различных областях. Кричит – «ты не там ищешь своё «не зря живу». Оно есть! Вот прямо сейчас и всегда было! Доступно в любую минуту!» 

     Сколь ни были бы различными случаи конкретных расстройств, одна значимая черта, присутствующая во всех, позволяет сформулировать конкретный механизм профилактики или снижения давления невротических мыслей. Рецепт прост –развивайте противоположное, в данном случае – воспринимающее Эго. И будет вам счастье. 

     МЕДИТАЦИЯ. Встречается во всех новомодных учебниках по борьбе со стрессом, эмоциональном и профессиональном выгорании и тому подобных изданиях. 10 минут в день управляйте своим вниманием, направляя его не в прошлое, не в будущее, не на себя самого – а на любой (ЛЮБОЙ) процесс, в который вовлечено ваше тело. Визуальные или звуковые объекты, дыхание, ощущения. Классическое созерцание – когда Я-субъект растворяется в процессе наблюдения – очень серьезная и действенная практика. Иногда людям, находящемся на невротическом конце спектра психического здоровья, я рекомендую делать это каждый день. В этом процессе формируется соответствующая нейронная цепь, которая в последствии будет «включаться» в жизни в каждый доступный момент, трансформируя её вкус самым невероятным образом. 

     КАСТАНЕДОВСКИЙ СПОСОБ. Делайте что угодно, что не имело бы ни малейшего смысла. Попрыгайте на одной ноге с закрытыми глазами, одновременно поглаживая себя по животу. На следующий день придумайте что-нибудь ещё более абсурдное. Корчите немыслимые рожи перед зеркалом, говорите вслух на тарабарском языке. Верните себе способность играть! Это очень сложно, ибо мы ведь серьёзные люди в конце концов.. Отсутствие в ваших действиях логики само по себе выведет вас из пространства рациональности, результативности и «как-я-выгляжу-со-стороны» мышления в пространство игры, свободы и легкости, потихоньку возвращая вам свободу просто быть. 

     УЧИТЬСЯ НЕ НАУЧИТЬСЯ. Распространенный сюжет голливудского фильма – герой, которому все осточертело, бросает работу и начинает учиться всему попало, о чем он с детства мечтал или даже и не мечтал. Не обязательно до этого доводить, просто включайте новую для мозга деятельность в свою жизнь время от времени. Танцевать, рисовать, петь, лепить из глины, стрелять из лука – все что угодно подойдет, поскольку в процессе обучения любому новому навыку функционирует нужное нам воспринимающее Эго. Когда мы делаем что-то новое, мозг полностью сконцентрирован на процессе, а вы вновь становитесь ребенком, познающим и исследующем свое тело, ум или мир. Обучаясь новым ракурсам, вы заодно приобретаете способность видеть старые вещи под другим углом.  

     СПИСКИ. Невроз любит списки. Люди, работающие на результат – тоже. Иногда мы с моими исследователями внутреннего мира пишем списки, ставим галочки – сколько внимания было «на результат», а сколько «на процесс», перечисляя конкретные повседневные дела. И постепенно стремимся к равновесию обоих Эго в этих списках. 

     И знаете что? В конце концов всё больше действий попадают в обе категории. Потому что в конечном счете, существование не делится. Это только ум делит и ставит ярлыки на что попало. Не бывает результата без действий, не бывает и действий без результатов. А потом уж в какой-то момент оказывается, что жизнь не делится на работу и отдых; на то, что делается для себя или для других; вкус-результат. Все одно. Все в конечном итоге становится одним бесконечным процессом. И все продолжается. Продолжается. Продолжается. Ну прямо как в детстве. 

     Катерина Суратова, сертифицированный преподаватель йоги и психоаналитически ориентированный психотерапевт
Социальные комментарии Cackle