09 Декабря Пн
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Действительно страшное кино. «Джокер» (Тодд Филлипс, 2019)

Действительно страшное кино. «Джокер» (Тодд Филлипс, 2019)


     Джокеромания захватила мир

J0ZSxJoOaG0.jpg
Елена Бондарчук

     Почти совершеннолетние подростки толпами бежали в кино, кто там разберет – есть восемнадцать или нет – ожидая, что герой превратится в супергероя и начнет-таки прыгать по крышам. Потом в сети можно было увидеть примерно такие диалоги (орфография сохранена): 

(А): Фильм ниочем. 
(В): Это фильм для интелектуалов, а ты – дебил. 

     Действительно. Но и взрослая публика не отставала. Очередь в мужской туалет после сеанса. Заметив мой удивленный взгляд, мужчина сказал: «Думаете, только вам было страшно?» 

     А страх ли это был? Что же так зацепило и не отпускало долго после просмотра, помимо музыки, режиссуры и всех технических достоинств картины. Симпатия к герою? Конечно, нет. Сцены насилия и 18+? На самом деле, насилия там не больше, чем в любом современном криминальном боевике, на который пускают детей с 12 лет. Скорее, это было липкое, неприятное до невозможности чувство тревоги. Удивительно, что режиссер «Мальчишника в Вегасе» решился на такой рискованный шаг – сделать абсолютно авторское кино, социальную драму о персонаже из комиксов (!), да ещё удалив без следа все признаки супергеройства и каких-либо эффектов. Мы видим настоящего «маленького человека» из романов Достоевского, отталкивающего, слабого, психически нездорового. Он не нужен вообще никому. Единственное, что поддерживает его существование – это посещение бесплатного психолога от социальной службы, который выписывает таблетки, и работа живой рекламой в костюме клоуна. Но вот финансирование сеансов психолога прекращается, а с ними исчезают и таблетки. Синдром отмены для замусоренного сознания героя означает примерно то же, что и мусорная забастовка для Готэм-Сити. Грязь накапливается, появляются крысы. Знакомая картина, не правда ли? Вот отсюда и тревога, потому что каждый зритель испытывает узнаваемые и очень неприятные ощущения. Затем начинается ожидание чего-то ужасного и непоправимого. И страшно именно от ожидания. В знаменитом фильме «Челюсти» Стивена Спилберга жуткая акула появляется только на тридцатой минуте фильма, а ожидание ужаса начинается с первых кадров. 

     А теперь вспомним небезызвестного доктора Лектера. Помните, как он объяснял побуждающие к действию мотивы для серийного убийцы, того самого, что бабочек разводил и кожу с девушек сдирал? Да! Это трансформация, желание родиться заново, превратиться из гусеницы в бабочку, чтобы тебя заметили и восхитились. Так вот, для беззащитного, несчастного Артура Флэка костюм клоуна и есть та самая куколка будущей бабочки. Клоун яркий, ему доверяют, он веселый и всегда улыбается. Волею случая, получив в руки пистолет, он скорее ощущает, чем понимает всю мощь этой «игрушки», а ещё он чувствует, что его не боятся, потому что не принимают всерьёз. Самое время превратиться в Джокера и восстановить справедливость. Не можешь подняться, так спустись по чёртовой лестнице на свою сцену! И вот этот коктейль выстреливает во всех смыслах слова, а зрителя охватывает ужас от правдоподобности происходящего на экране. Неконтролируемая агрессия, взращенная на кучах мусора среди скопища крыс, наконец, обрела форму – толпа надела маски клоунов и пошла крушить всё подряд, ведь это так весело и зажигательно, прямо как в цирке! Наша жизнь – сплошной аттракцион, и режиссеры любят клоунов недаром. Невольно вспоминается «Таксист» Мартина Скорсезе, и Роберт Де Ниро не зря играет ведущего телешоу, словно передавая привет из Нью-Йорка 70-х. «Джокер» откровенно цитирует фильм Скорсезе, герой которого так же пытался восстановить справедливость в грязном и порочном мире с помощью оружия. 

     Можно сказать, что шутка Тодда Филлипса удалась на славу. Он вытащил своего «Джокера» из рукава, покорив Венецианский кинофестиваль, а затем и весь мир в порядке очереди. Он ударил зрителя в солнечное сплетение, сделав обратный ход – вместо сказки Великого Иллюзиона, показал предельно искренне, использовав всю мощь актерской игры Хоакина Феникса, самое что ни на есть реальное предельное отчаяние и разочарование одинокого больного человека, сыгравшего реквием по мечте вскарабкаться вверх по лестнице в самом несправедливом для простых маленьких людей мире.
Социальные комментарии Cackle