18 Февраля Вт
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Вера в Деда Мороза и мешок с подарками

Вера в Деда Мороза и мешок с подарками


     Декабрь – месяц, наполненный эмоциями, переживаниями, мыслями. Дети торопятся написать письма Дедушке Морозу, а взрослые в предпраздничной суете стараются успеть выполнить огромный список дел. Здесь и домашние хлопоты об уюте, завершение важных рабочих вопросов, обсуждение и покупка подарков для близких. Но кроме этого возможно вам придётся столкнуться с решением и других задач:

Алёна Тихоцкая, руководитель Центра детской психологии и развития «ЮЛА», специальный психолог, преподаватель ЛГПУ (Институт психологии и образования)

      Если ребёнок маленький, то стоит ли воспитывать в ребёнке веру в сказку, чудо и Деда Мороза; если ребёнок постарше, то как объяснить, что Дед Мороз не может подарить мир во всём мире или принести в волшебном красном мешке очки виртуальной реальности; ну и для родителей младших подростков не менее лёгким бывает принятие решения о том, рассказывать ли, что Деда Мороза не существует, как сделать так, чтоб ребёнок не чувствовал себя обманутым      В разных странах отношение к сказочному персонажу немного отличается, так как существуют свои традиции, истории и мифы. Для нас Дедушка Мороз – символ наступления Нового года, праздника, доброты, мудрости, подарков и исполнения желаний. Как только малыши начинают воспринимать сказочных персонажей и необычные образы с интересом, удивлением, восторгом, не пугаясь, родители начинают читать книжки, которые сейчас сопровождаются красочными, детальными, приятными для детского восприятия, картинками. Там снеговик такой большой, а щенок настолько реалистичный, что того и гляди, спрыгнет со страницы и лизнёт ласково щёку! А уж что говорить про Деда Мороза и внучку Снегурочку: мешок, который они везут с собой на санях, такой огромный, что там поместятся подарки для всех детей в мире! Малыш ещё не осознаёт разницу между вымышленным и реальным. А потом персонаж оживает не только в его воображении но, что ещё более неожиданно, на утреннике, каком-либо представлении или даже приходит домой в один предновогодний день. 

     Дед Мороз могущественный, ведь он может управлять морозом, холодом и вьюгой, он справедливый и может справиться с самыми хитрыми и нечестными героями, а ещё он добрый, потому что бережно относится к природе и любит радовать детей. Такая значимая персона имеет воспитательную силу, потому как может преодолеть происки Кикиморы и коварного Лешего и при этом относиться по-доброму к ним и надеяться, что теперь-то они знают, как можно и нужно поступать. Можно использовать эту идею: говорите не только о том, как вести себя нельзя, но и не забывайте сказать о том, как было можно, как «хорошо». Ни в коем случае не делайте из Деда Мороза этакое пугало для правильного поведения – «Вот будешь плохо себя вести – не получишь подарок от Деда Мороза». 

     Во-первых, получит, потому что вряд ли вы будете лишать ребёнка новогодних гостинцев. Во-вторых, вы пошатнёте свой авторитет – слова мамы перед действиями Деда Мороза ничего не значат. В-третьих – Дед Мороз нужен не для того, чтобы им пугать и шантажировать, а как раз наоборот. Постепенно образ будет наполняться разными деталями и открытиями. Малыш потихоньку начинает верить в волшебство, чудо. Это наполняет ребёнка приятными эмоциями: радостью, восторгом, восхищением, добротой. А ещё учит верить в то, что есть особые случаи, когда чудо может помочь. Механизм веры в чудеса формируется как раз в раннем возрасте и за счёт этого мышление становится более гибким, пластичным, адаптивным. А это те качества, которые позволяют достойно справляться с разными трудностями. 

     Как только ребёнок ещё немного подрастёт и поймёт, что желания исполняются, список подарков может не только увеличиться, но и измениться качественно. Подарки будут желаться задолго до праздника. Но, как правило, они будут мимолётными. Ребёнок не зацикливается на них. Так как чувствует себя комфортно и безопасно. И отсутствие какого-либо подарка не причиняют боль и сильные расстройства. Бывает и так, что желания приобретают форму навязчивости. Если разобраться детальнее, то выяснится, что за этим будет стоять неуверенность ребёнка в близких, что они не могут удовлетворить актуальные психологические потребности в любви, внимании, заботе. Настойчиво прося что-то, ребёнок будто пытается обеспечить себе безопасность: хотя бы вещами заполнить то, что невозможно получить иным путём. Может случиться и так, что ребёнок попросит у Деда Мороза подарок, который в реальности реализовать не представляется возможным – это или нематериальные просьбы здоровья и других благ или наоборот, слишком дорогие подарки. Тогда на помощь приходит здоровая мысль о том, что ограничения – это всегда нормально, даже когда это касается подарков и исполнения желаний: Джин исполняет три заветные желания, у цветика-семицветика семь лепестков и соответственно желаний. Так и вы можете прибавить к образу Деда Мороза некоторые ограничения по желаниям, которые не будут противоречить ценностям и традициям вашей семьи. Например, можно загадывать что-то небольшого размера, потому что трудно же дедушке нести мешок; что-то недорогое, чтобы денег Деду на всех детишек хватило; что-то душевное, потому что ведь Дед Мороз делает подарки своими руками вместе с помощниками и они очень стараются.  

     Когда ребёнку исполняется 7-8 лет, мышление приобретает качественно иные характеристики и сын или дочка уже могут догадываться, что на самом деле Деда Мороза не существует. Обычно это естественный процесс, который не причиняет боли или волнений. Иногда об этом могут сказать более старшие дети в семье или школе. Но для особо чувствительных и эмоциональных ребят факт того, что Деда Мороза не существует может стать очень печальным. Ребёнок может расстроиться или злиться, так как примет это за обман. Тогда родителям необходимо откровенно поговорить и объяснить свои поступки, сказать о том, что больше всего они хотели дарить радость и делать так, чтобы вера в чудеса сохранялась. Некоторые родители подумают о том, что лучше сразу тогда не вводить ребёнка в заблуждение и не сочинять мечты. В любом случае это дело конкретной семьи. Но что бы ни произошло, никогда не стыдите ребёнка «Такой большой вырос, а всё веришь!» и не обесценивайте чувства «Не стоит переживать из-за этого, ерунда!». Ребёнок имеет право чувствовать то, что есть на самом деле, проживать свой опыт: и разочарования, и обиды, и печаль.  

     С уверенностью можно сказать, что вера в чудеса будет заложена на всю жизнь и когда-то в особом случае послужит внутренней опорой. А вот переживаний, связанных с «разоблачением» может не случиться. Даже если ребёнку придётся столкнуться с ними, то ведь рядом будете вы, и вместе справиться будет гораздо проще. Поэтому подумайте лучше о том, насколько вы крепкая опора и поддержка для ребёнка и насколько ему возможно и комфортно говорить с вами об этом и не только.
Социальные комментарии Cackle