20 Января Пн
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Фильмы, чтобы задуматься

Фильмы, чтобы задуматься


     Новый год – это не только праздники, хлопушки, фейерверки, елки и подарки. Это ещё и время подведения итогов и размышлений о будущем


726cb2099dbb5a29c95b1476fc6f5154.jpg
Елена Бондарчук
     
     Кто-то встречает Новый год в шумной компании, кто-то вдвоём или с семьёй, а кто-то в одиночестве. Не секрет, что представителям некоторых профессий и вовсе не удаётся насладиться праздничными каникулами, но это не значит, что не должно быть новогоднего настроения и праздничных эмоций. 

     Кино – наш добрый друг, вдохновитель, создатель атмосферы, Волшебный Иллюзион, способный показать нам нас самих в зеркале времени. Совсем не обязательно просиживать все праздники у экрана в пледе и с банкой мороженого, как в фильме «Один дома», но пару-тройку вечеров – обязательно. 

     В моей новогодней подборке совершенно разные картины, которые я регулярно пересматриваю не только в праздники или каникулы. Это фильмы неизменно позитивные, умные, элегантные, с хорошей искренней иронией и добродушным стильным стёбом. А на сладкое – замечательный сериал. 

1.jpg

     НОВОГОДНЯЯ СЕМЁРКА НЕПРИЯТНОСТИ С ГАРРИ (АЛЬФРЕД ХИЧКОК, 1955) 

     Этот фильм давно занял одно из первых мест в моей коллекции картин для обязательного просмотра на новогодних каникулах. Каждый раз я испытываю огромное удовольствие, словно от общения со старым другом. Могу предположить, что я абсолютно на одной волне с этим очаровательным шедевром Альфреда Хичкока. И странно, что фильм не является столь популярным, как другие его картины. Это настоящий праздник английского черного юмора, ярких красок и хорошего настроя, и один из самых оптимистичных его фильмов! Сам маэстро перед выходом фильма на экраны сказал: «Продюсеры говорят, что надо как-то подготовить публику к просмотру. Они, в отличие от меня, видят в фильме что-то особенное». 

     Действительно нет ничего особенного в том, что в лесу обнаружен труп некоего Гарри Уорпа. Милейшие жители крошечного городка крайне взволнованны, ведь у многих есть основания считать себя причастными к смерти Гарри. Однако они так уважают друг друга, так ценят спокойствие и доверие, что стараются докопаться – в прямом смысле слова – до истины. Из-за чего Гарри оказывается похороненным несколько раз, причем, заботливо, и без тени мрачных эмоций. 

2.png

     ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА (ВУДИ АЛЛЕН, 2008) 

     Отдых у экрана для меня неразрывно связан с Вуди Алленом - выдающимся интеллектуалом и мастером позитивной психологии, его фильмы всегда тёплые, искренние и удивительно гармоничные. 

     Ставшая классической алленовская импровизация каждый раз по-новому открывает нам, казалось бы, совершенно знакомые сюжеты. 

     В этой замечательной картине режиссёр импровизирует на тему извечной борьбы разума и чувств, воплощением которых в фильме являются две очаровательные американки: Вики (Ребекка Холл) и Кристина (Скарлетт Йоханссон). Отправившись на летние каникулы в Барселону, девушки попадают в сказку: поражающая воображение архитектура великого Гауди, узкие улочки, теплые вечера под звуки испанской гитары, хорошее вино и, конечно, встреча с харизматичным до невозможности художником (а кем еще он мог бы быть?) в исполнении великолепного Хавьера Бардема. Вуди Аллен устраивает настоящий аттракцион, затянувший героев в любовный даже не треугольник, а многогранник. Поражает мастерство, с которым он создает, по сути, серьёзную драму, но так красиво, легко и нежно преподносит её зрителю, что не позволяет даже загрустить. А ведь в фильме присутствует довольно жестокая сатира, например, на мнимую американскую свободу, упакованную в правила, когда ты всю жизнь наперёд расчертил мелом: дом с птицами, правильный муж в правильных трусах и эссе о каталонском самосознании. Достается и горячим испанцам, для которых жить без правил и есть правило. Которые пишут стихи и не публикуют их от презрения к окружающим, которые склонны к рукоприкладству и суициду на почве любовных страстей и нереализованной творческой личности. Финал открыт: пожалуйста, выбирайте и улыбайтесь, вспоминая о том, что было такое чудное время, «когда ты хочешь, сам не знаешь, чего, но обязательно это найдешь». 

3.jpg

     АБЕРДИН (ГАНС ПЕТТЕР МОЛАНД, 2000) 

     К скандинавскому кино испытываю нежную привязанность и никогда не упускаю случай пересмотреть одну из полюбившихся картин. Интересно, что скандинавы, при очевидной невозможности игнорировать тот же Голливуд или европейское кино, всё-таки обладают некой изюминкой, которая мне лично очень по душе. Отсутствие сформировавшихся штампов даже не в плане «что показать», а «как показать» – уже вызывает доверие и желание общаться. А также неизменное чувство личной сопричастности. Вот так вот и случилось мне посмотреть «Абердин», который сбил с ног своей пронзительностью, нежностью, обнажённостью душ героев, совершенно беззащитных перед апокалиптическим одиночеством. Фабула проста. Норвегия… В жизни молодой и красивой девушки Кайзы, которая делает карьеру (всё у неё очень неплохо…как бы) внезапно раздается телефонный звонок. Мать сообщает, что она в клинике в Абердине и просит привезти туда отца Кайзы, от которого ушла лет пятнадцать назад. Зачем? Она решила выйти за него замуж еще раз. Вот такая причуда. Дочь, которая практически вычеркнула родителей из своей жизни, конечно, недовольна. Но, чертыхаясь и злясь, она всё же разыскивает вечно пьяного отца, и вот с этого момента начитается их путешествие. Ну чего проще - сесть в самолет и прилететь в Абердин. Но нет… Абердин становится землёй обетованной, до которой надо доплыть, доехать, добежать, успеть. Пройти все круги ада. Каждому. Даже тому, кто ждёт. Прекрасное светлое кино. 

4.jpg

     ДВА ДНЯ (АВДОТЬЯ СМИРНОВА, 2011) 

     У каждого есть любимые мелодрамы. Так вот, мой топ возглавляют «Два дня». Вот всё в этом фильме очаровательно: и сюжет, и актёры, и пейзажи. Милая импровизация на тему «любовь зла». 

     Может ли умная, образованная женщина, в прошлом определенно тургеневская девушка полюбить «московского жлоба» – министра? Да! А он ее? Тоже да! Определенно за два дня может перевернуться жизнь вместе с, казалось бы, незыблемым «собственным мнением» по поводу не только русской литературы. В фильме потрясающий актерский ансамбль. Фёдор Бондарчук с Ксенией Раппопорт просто великолепны. Их горячие диалоги, шутки, ссоры и милые дурачества - что-то особенное! Какой бы сказочной эта история не казалась, им веришь на сто процентов. 

5.jpg

     НА ГРАНИ (ЛИ ТАМАХОРИ, 1997) 

     Триллеры – особый жанр, ведь скучать или меланхолично улыбаться у экрана не получится. Но есть такие жемчужины, которые каждый раз по-хорошему встряхивают, и после просмотра которых хочется жить и творить, потому что это несколько больше, чем просто триллер. Шикарная картина конца 90-х, снятая на потрясающей природе с настоящим знаменитым мишкой Бартом в роли медведя-людоеда и с величественной под стать природе музыкой Джерри Голдсмита. 

     Фильм о том, что порой жизнь действительно оказывается «смешной и глупой шуткой», а главное – ты не знаешь, когда именно она решить с тобой пошутить. У миллиардера Чарльза Морса (Энтони Хопкинс) всё скучно и размеренно в его собственном «космосе»: вокруг цифры, какие-то люди, самолет за 20 миллионов долларов и жена-модель (настоящая Эль Макферсон), изменяющая ему с красавчиком фотографом Бобби (Алек Болдуин – ходячий секс, завистливый невротик, мечтающий убить Морса и разбогатеть, если случай подвернется). Чарльз об изменах жены догадывается, но верить не хочет. В общем, классика жанра. Итак. Чарльз летит на пару дней (он так думал) на Аляску просто развеяться. У его жены фотосессия в индейском стиле для модного журнала. Гостиница на берегу озера среди лесов и гор. Там очень красиво и очень страшно, потому что где-то рядом ходит медведь-людоед. В поисках местного колоритного индейца, которого Боб очень захотел сфотографировать, они с Чарльзом решают полететь на маленьком самолете-амфибии на другое озеро – час туда, час обратно. С ними чернокожий парнишка-помощник Боба и пилот. На подлете к нужному месту в двигатель попадают птицы, и самолет падает в озеро. Чарльз, Боб и помощник выбираются на берег живыми. Вокруг снег, лес и горы. Никто не знает, где они (так уж получилось), ну и медведь, разумеется, идет по следу. Как говорится, Аляска, сэр! 

     Дуэт Хопкинс – Болдуин невероятный! Они постоянно балансируют на грани жизни и смерти, отчаяния и надежды. Они яростно спасают друг друга, при огромном желании просто убить. Это единственный способ выжить. Их диалоги такие горячие, удивительно, что снег не растаял. Шикарная фраза: «Владельцев самолетов никому не жалко!» Эти слова можно поставить эпиграфом не только к этому фильму. А ведь самый главный твой враг – ты сам. Люди в сложных обстоятельствах умирают от тоски, от потери веры в себя. Но если ты принимаешь вызов, чувствуешь силу и свободу внутри, то это шанс понять, чего ты стоишь и чего хочешь на самом деле.  

6.jpg

     СЫЩИК (КЕННЕТ БРАНА, 2007) 

     Картина – просто кладезь удовольствий для зрителя. Сюжет банален, но мы уже давно знаем, что важно не «что показывать», а «как». 

     Молодой любовник – безработный актер (Джуд Лоу) приходит в роскошный особняк к мужу – известному писателю (Майкл Кейн) своей пассии требовать развод, и тут начинается игра! Фильм снят по пьесе Энтони Шаффера, ремейк одноимённого фильма Джозефа Манкевича 1972 года. Если первая киноверсия пьесы более театральная, в которой, кстати, именно Кейн играл молодого любовника, а мужа играл Лоуренс Оливье, то «Сыщик» – совсем другое кино. 

     Здесь у нас просто королевская операторская работа – сплошные крупные планы, детали, головокружительные ракурсы, игра со светом и интереснейшие находки, это во-первых. Во –вторых потрясающая динамичная драматургия. Фильм смотрится на одном дыхании при том, что это чистый дуэт Кейн – Лоу, больше никого! В третьих – игра тоже королевская. Кейн – намного интереснее в роли мужа, чем в первой версии 1972 года. Джуд Лоу – аплодисменты – это шедевр! Оба играют игру в игре – столько в картине напряжения, сюрпризов и фокусов, доходящих то до фарса, то до леденящего душу триллера, то до серьёзной драмы. В какой-то момент появляется устойчивое ощущение, что актёры буквально тащатся не только от своих персонажей, но и от работы друг с другом. Они не то что на одной волне - на одном дыхании, вот просто пульс в пульс! 

7.jpg

     КРАТКИЙ КУРС СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ (ВАЛЕРИЯ ГАЙ ГЕРМАНИКА, 2012) 

     Этот сериал мне полюбился давно. В нем нет фирменной чернухи, свойственной режиссеру, но есть первоклассный стёб! 

     Несколько месяцев из жизни четырех абсолютно разных женщин, волею судьбы работающих в одном офисе. Снято всё это ручной камерой, так что эффект присутствия и даже документальности очень сильный. Пересматриваю каждый год и наслаждаюсь потрясающей стильной и стёбной режиссерской импровизацией на заданные темы, а их в фильме много, как и персонажей просто шедевральных (не очень люблю это слово, но по-другому не скажешь). Кстати, название, несмотря на очевидную иронию, действительно полностью соответствует – это самый что ни на есть краткий курс счастливой жизни! 

     Приятного просмотра и праздничного настроения!  
Социальные комментарии Cackle