24 Сентября Чт
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Что помогало нам «выжить» два месяца на дистанционном обучении

Что помогало нам «выжить» два месяца на дистанционном обучении


     Вчера прозвенел «последний звонок». Сейчас уже не кажется необычным, что и это случилось в онлайн. Но ещё полгода назад большинство из нас не могли представить происходившего за последние три месяца со школьниками даже в самых страшных фантазиях

DucacEn7fsA.jpg
Елена Чернобай, психолог

     Да, я за то, что важно адаптироваться к любой обстановке. И, поскольку дистанционная учеба – вынужденная мера, то ничего не оставалось, как адаптироваться и к ней тоже. Но, скажу честно, для нашей семьи это было совсем не просто. 

     Так как были просьбы поделиться тем, что нам помогало – решила сделать это сегодня. Хотя очень хочется надеяться, что эта информация больше никому не пригодится. Что в сентябре все снова пойдут в школы и всё будет, как раньше... Но пока это ещё не факт. 

     В первую очередь написанное здесь может быть полезно родителям младших школьников. Большинство моих знакомых, чьи дети уже в средних или старших классах, делились об их способности организовывать себя и заниматься самостоятельно: по онлайн-урокам, домашним заданиям и на различных платформах. У малышей же эти навыки развиты гораздо меньше или отсутствуют, что абсолютно нормально в их возрасте.  

     Итак, лайфхаки, сократившие затраты нервных клеток у нас с мужем и сына-первоклассника: 

     1. Позволить ребёнку заниматься в своём ритме. Первое время мы пытались организовать чёткий режим – но в нашем случае это приводило скорее к напряжению, чем к эффективности. В итоге мы смирились с тем, что это так и будет: выполнение заданий от учителя небольшими порциями на протяжении целого дня... И перестали требовать иного. Психологически всем стало намного легче. 

     2. Принять, что навыки самоорганизации и собственная мотивация к учебе у детей этого возраста очень невелики и это НОРМАЛЬНО! 

     Даже если ваши дети, как и наш сын, с большим удовольствием ходили в школу – это ещё не значит, что они усаживались там учиться сами. Там был учитель, который занимался и организацией, и мотивацией. А теперь родителям приходится брать эти функции на себя. 

     И да, детям веселее гулять, играть или смотреть мультфильмы, чем садиться за уроки. Даже если сам изучаемый предмет вызывает интерес. Приняв как данность, что ребенок нечасто будет с восторгами приступать к занятиям самостоятельно и смирившись со своей ролью «уговаривателей», мы с мужем избавились ещё от некоторого количества напряжения. 

     3. Совмещать приятное с полезным, где это возможно. Поскольку сын дома больше всего времени проводит на спорткомплексах, то задания на электронных порталах «Я класс» и «Учи.ру» мы часто делали там же. Я читала ему условия (в это время он лазил или прыгал, затем подносила устройство поближе – и он выбирал правильный ответ. Да, это не полностью самостоятельно – но, на мой взгляд, гораздо лучше, чем ничего! А книги мы нередко читали, вместе лежа на полу или в какой-нибудь игровой палатке. 

     4. Заранее смириться с возможными несовершенствами. Да, бывает непросто выдерживать то, как детям трудно даются кажущиеся нам простыми вещи. У кого-то сложно с математикой, кому-то тяжелее читать, для нашего же сына главная «зона роста» – это письмо. Раньше, когда процесс протекал не на наших глазах, было проще что-то их закрывать. Сидя же рядом и искренне желая помочь, мы зачастую становимся жертвами собственного перфекционизма... 

     У всех нас могут быть трудности в изучении нового! Так и должно быть. И дети не исключение. У ребёнка свои особенности и способности, и совсем не обязательно доводить каждое его задание до совершенства. Да и уровень «достаточно хорошо» для всех сугубо индивидуален. 

     Разобравшись в этом вопросе с самими собой, становится легче находить терпение, чтобы просто предлагать детям задания для тренировки – раз за разом... И психологически сопровождать ребёнка в этом процессе, при этом не привязываясь к результату. 

     5. Использовать «пряники». Не знаю, насколько эта рекомендация полезна с психологической точки зрения: мнения специалистов здесь не совпадают. Но в нашем случае это действительно работало.  

     Поскольку труднее всего у Егора с письмом, свой ежедневный час игры в смартфон он мог использовать только после выполнения письменных заданий по русскому языку. Благодаря чему стал с них начинать, а иногда и делать с вечера. До введения данной меры уговорить его писать было гораздо сложнее.  

     А после выполненных заданий по другим предметам мы старались по возможности сделать что-нибудь приятное вместе: сыграть в настольную игру, устроить чаепитие и т.п. Да, в выходные дни (и сейчас, на каникулах) мы занимаемся всем тем же без привязки к урокам. Но в будни ожидаемая «приятность» немного помогала сыну настроиться на порцию «труда». 

     6. В первую очередь быть родителем, и лишь затем – помощником в учёбе.  

     Конечно, следовать этой рекомендации в условиях карантина было непросто - и именно это вызывало у меня внутри больше всего возмущения. Изначально мы отдавали сына в класс Жохова, так как нам казалось, что там будет проще разделять роли по-здоровому. Чтобы педагог занимался с ребёнком и отслеживал результаты, а родитель – просто любил его и поддерживал. И, собственно, так оно и было – до ухода на карантин и благодаря тому, что нам всегда везло с педагогами!  

     Оказавшись же дома, стало невозможно совсем дистанцироваться от роли говорящего, как писать/читать/считать правильно, а как – неверно. И нанять дополнительного педагога, чтобы он выполнял с ребёнком домашние задания, из-за режима самоизоляции тоже было проблематично.

     В итоге, всё, что оставалось – расставить для себя приоритеты внутри и стараться их придерживаться. И для меня они однозначны: в первую очередь я - заботливый родитель, и лишь затем – тот, кто помогает с учебой. 

     Выбирая между чуть позже выполненными заданиями (а иногда и совсем пропущенными) и нашей эмоциональной связью с ребёнком, я всегда старалась останавливаться на втором. Поскольку знания можно получить всегда, а эмоциональная связь и привязанность – самый важный капитал от нас для детей, на всю их оставшуюся жизнь. Надеюсь, хотя бы в какой-то степени мне удалось реализовать именно такую систему приоритетов. И буду делать всё, что смогу, чтобы и продолжать в этом же ключе. 

     На этом заканчиваю делиться тем, что оказалось полезным для нас на этом пути. И с радостью послушаю о ваших впечатлениях от дистанционной учёбы. А также лайфхаках, помогавших организовать этот процесс в вашей семье. Пишите мне в социальную сеть «ВКонтакте». 

     В заключение, очень хочется поблагодарить педагогов вообще и любимого учителя нашего сына Мязину Евгению Леонидовну, в частности, за нелегкий труд, творчество и бесконечный энтузиазм! Мы очень скучаем по Вам, и надеемся скоро увидеться не в «зуме», а в стенах уютного класса!
Социальные комментарии Cackle