24 Сентября Чт
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Карманные деньги: За и Против

Карманные деньги: За и Против


     Как бы странно ни звучало, но в деньгах нуждаются и взрослые, и дети. Каждый родитель в определённый момент (и чаще всего он совпадает с началом школьного обучения) начинает выделять ребёнку карманные деньги для различных нужд. И тут возникает много вопросов, ответы на которые как всегда зависят от конкретной семьи и её неповторимой истории. Но есть и общие моменты, на которые можно опереться для того, чтобы сформировать собственное мнение, подходящую для вас «формулу»

Алёна Тихоцкая, руководитель Центра детской психологии и развития «ЮЛА», специальный психолог, преподаватель ЛГПУ (Институт психологии и образования)

     Прежде, чем начинать разговор с детьми о деньгах и давать их, необходимо, чтобы родители пришли к компромиссу в этом вопросе между собой. Отсутствие единого мнения приведёт к трудностям не только финансовым, но и эмоциональным у всей семьи. 

     Вопросы, которые адресованы родителям: 

     - Я уверен, что ребёнок вырос достаточно, чтобы иметь личные деньги? 

     - Какая сумма, когда и как часто будет выдана? 

     Существуют особенности восприятия окружающего мира детьми в зависимости от возраста, и соответственно того, как они могут относиться к деньгам и покупкам. С самого маленького возраста можно обучать детей элементарным идеям финансовой грамотности. Если вы идёте за покупками вместе с ребёнком, заранее расскажите, что вы хотите купить и зачем, а также «маленькая» или «большая» денежка для этого нужна. Детям постарше расскажите о том, сколько примерно это стоит. Если у ребёнка будут вопросы, то вернувшись домой, не поленитесь – объясните снова, кому это нужно и что с этим будут делать. Особенности планирования будут зависеть от возраста ребёнка. Начать можно и с 50-100 рублей и помогайте, объясняйте, что он может купить, а что нет. И после этого постепенно выдаёте определённую сумму (о которой вы договорились между собой заранее) сначала на день, потом на неделю, месяц. По мере взросления помогайте соотнести его возможности и желания, расскажите, как можно сэкономить и как накопить, и что из этого получится. Говорить с детьми о ценности денег, о том, как они появляются в вашей семье – важное условие осознанного (в более старшем возрасте) отношения к финансам.  

     Помните, что необходимо понятными для ребёнка словами объяснять, что ваша любовь к нему не связана с его карманными деньгами. Однако, является проявлением заботы. И с этим вопросом нужно быть осторожным. Отношение родителя к карманным деньгам можно выразить фразой «Я хочу, чтобы ты мог самостоятельно позаботиться о себе, и, например, купить еды, напиток, поэтому даю личные деньги. И когда они тебе потребуются, ты сможешь ими воспользоваться». Речь идёт о такой заботе, которую не нужно «зарабатывать» или заслуживать, это то что вы хотите давать вашему ребёнку с самого рождения только потому, что он у вас есть. Но если в семье может случиться так, что на какие-то потребности (новая игрушка или какая-то другая вещица) денег не хватает, то обсудить это тоже необходимо. Здесь лучше говорить о своих собственных ощущениях, чувствах, о том, что вам тоже от этого грустно, но и о том, что если не получается купить сейчас, то можно копить и когда-то эта вещь может стать его. Отсутствие открытого общения и замалчивание реальной ситуации приведёт к состоянию неопределённости, неясности и как следствие тревожности, а также конфликтам на этой почве. Если вы уже дали ребёнку деньги или подарили подарок, то это уже его вещи и использовать их в качестве наказания (отобрать) нельзя. Это то, что стало его личным, то, что ему принадлежит. 

     Договаривайтесь, опирайтесь на свою авторитетную позицию, но личные вещи – это не способ добиться желаемого. У вас ведь не отбирают премию на работе уже после того, как её выдали, и вы положили ваше «добро» в кошелёк? Конечно, нет, это недопустимо. 

     К тому же, стоит учесть тот факт, что ведущий вид деятельности детей до семи лет – игра. Поэтому всё, чему вы хотите научить ребёнка, должно быть «привязано» к игровым моментам. Научите ребёнка играть «в магазин»: нарисуйте деньги или купите их игрушечные копии, расставьте товар, распределите роли и разыграйте несколько бытовых ситуаций с покупкой. Детям постарше можно предложить всем известную игру и её детский вариант «Монополия». И тогда, скорее всего, ребёнок будет ориентироваться на ваш способ обращения с деньгами, а не на советы посторонних людей. 

     Вы, как родители, можете обучать детей тому, как распоряжаться финансами и это такой же естественный процесс, как учить правилам поведения или навыкам самообслуживания.  

     Всегда волнует вопрос денег и учёбы. С уверенностью можно сказать, что подарок (то, что вы сами можете и хотите купить) или карманные деньги (условия их получения и трат вы обговорили «на берегу») нельзя заслужить, если ребёнок ведёт себя удобно и условно правильно или учёбой. Если вы хотите просто порадовать ребёнка – просто дарите. Если хотите, чтобы он хорошо учился – создайте условия для развития интереса к обучению и сохранения природной любознательности. Наверняка вы уже встречались с историями, когда родители обещают по итогам четверти/года купить дорогой подарок взамен на хорошие оценки. И когда цель была достигнута, ребёнок снова переставал хорошо учиться. А зачем? Он получил то, что хотел. А вы нет.  

     Если вы всю свою любовь и заботу будете демонстрировать только покупками, деньгами и подарками, то совершенно очевидно, что в какой-то момент ребёнок это усвоит, примет за правило и станет в буквальном смысле слова, зависим от подарков. Ребёнок будет плакать, капризничать и требовать от вас каждый раз купить ему что-то, так как для него это сигнал о том, что его по-прежнему любят. Поэтому важно помнить, что деньги и подарки – это один из вариантов проявления заботы, но не центральная тема в семье.  

     Есть родители, которые против того, чтобы карманные деньги отдавались просто так. И считают, что их нужно заработать. Мне известна история, когда ребёнку сначала платили за успешно оконченный год, потом за неделю без двоек, а потом и за то, чтобы он заправил свою собственную постель. Дети могут заработать деньги и платить можно за ту же работу, то могут для вас сделать совершенно чужие люди. Например, вы платите за уборку в салоне автомобиля, но, наверное, не платите мужу, за то, что он помыл гору посуды после ужина. Результатом того, что вы за любую работу ребёнка будете платить, станет эмоциональная привязанность к деньгам, как замена вашей заботе, любви и интересу. В любом случае, когда речь идёт о карманных деньгах, помните, что кроме детско-родительских отношений, между вами ещё формируются и партнёрские отношения. Поэтому в этот период будет особенно важны поддержка и доброжелательность.  

     Если вы решили, что карманные деньги выдавать уже можно, то будьте готовы и к странным, нелогичным, неудобным для вас тратам. Обдуманное, «взрослое» поведение с деньгами должно ещё «вырасти»! А вам важно быть рядом на каждом этапе и объяснять пользу выбора и его последствия.
Социальные комментарии Cackle